ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
ЗВУКАРИК
Меню сайта

Категории раздела
Общие сведения [0]
Деятельность [1]
Наши дети [1]
Родителям [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Июнь » 30 » Советы учителя-логопеда
17:31
Советы учителя-логопеда

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком искаженно, с очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков он овладевает лишь постепенно.

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О,Э и согласные П,Б,М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА.ПАПА,БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно -простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И,Ы,У и согласные Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки(С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Л,Р)примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название « возрастного косноязычия»,поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит как ТЮБА,СЮБА,СУБА и, наконец, ШУБА.

Вот самые простые звуки-заменители для сложных по произношению согласных:

Л: Й-ЛЬ-Л(йампа-лямпа-лампа)

Р: Й-ЛЬ-Л-Р( йиба-либа-лыба-рыба)

С: ТЬ-СЬ-С-(тянки-сянки-санки)

Ш: ТЬ-СЬ-С-Ш(тюба-сюба-суба-шуба)

Ц: ТЬ-СЬ-Ц(тяпля-сяпля-цапля).

Но даже и после овладения правильным произношением звука, ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его и вместо С, произнося слово СУМКА как ШУМКА. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком. В этом может помочь речевой материал специально подобранный логопедом. Таким образом, в период «возрастного косноязычия»часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, о усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространенной «семейной картавости»,которую ребенок усваивает, подражая родителям.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае тоже отсутствует образец правильного звукопроизношения.И уж тем более недопустимо «сюсюкание» взрослых по отношению к ребенку. Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но  даже стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей!

Приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков:

1-2 года - А,О,Э,П,Б,М

2-3 года - И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й.

3-5 лет - С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ.

5-6 лет - Л,Р.

Отсюда видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением всех звуков речи. Если этого не происходит, то так называемое «Возрастное косноязычие» перестает быть возрастным. Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте(до 3-5лет)у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя отнести к «возрастному косноязычию»Эти особенности не пройдут с возрастом и поэтому нужно ак можно раньше обратиться к логопеду. Сюда можно отнести «хлюпающее» произношение звуков(иногда с раздуванием щек),межзубное произношение звуков. В этих случаях необходимо как можно раньше обратиться за помощью к логопеду.

 

С уважением, учитель-логопед ГБОУ ЦРР- детский сад №2558

Маслова Инна Ивановна

Категория: Родителям | Просмотров: 965 | Добавил: Dimitra
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:

Корзина
Ваша корзина пуста

Поиск

Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

Logoped-class.ru © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz ZP