План логопедического обследования.
1. Состояние звукопроизношения. Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения.
2. Обследование состояния слоговой структуры слова.
3. Особенности динамической стороны речи. Исследование темпа, ритма речи, интонации.
4. Анатомическое строение артикуляторного аппарата. Отмечается наличие или характер отклонений (или индивидуальных особенностей) в строении: губ, челюстей, прикуса, зубов, языка, неба. Индивидуальные особенности артикуляторного аппарата логопед выявляет визуально, т.е. осматривает части артикуляторного аппарата снаружи и внутри.
5. Состояние общей моторики. Логопед в процессе обследования выявляет особенности переключаемости, координации и точности движений.
6. Состояние пальчиковой моторики.
7. Состояние мимической моторики. Определяется подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ).
8. Состояние артикуляторной моторики. Отмечается объем движений, точность выполнения, тонус мышц, темп движений.
9. Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функции. Отмечается тип дыхания, объем, продолжительность речевого выдоха, сила голоса, высота, тембр голоса. Слуховая функция определяется путем выполнения определенных проб или после консультации с врачом оториноларингологом.
10. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.
11. Особенности словарного запаса. Логопед выявляет знание ребенком слов обиходного значения. Устанавливается знание обобщающих слов по группам: игрушки, одежда, обувь, посуда и проч. Проверяется употребление относительных прилагательных (деревянный, стеклянный и проч.), использование антонимов. Исследуется состояние глагольного словаря.
12. Исследование грамматического строя речи.
- исследование способности словоизменения: изменение по падежам, преобразование имен существительных по числам, согласование прилагательных с существительными;
- исследование способности словообразования: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных (дерево – деревянный). Образование глаголов движения с помощью приставок (ходить – выходить).
13. Состояние связной речи.
14. Состояние не речевых психических функций.
-исследование зрительного и слухового восприятия;
-пространственно-временных категорий;
-исследование зрительной и слуховой памяти;
-исследование логического мышления.
|