Сайт Детского Сада
АНГЕЛОЧКИ
Меню сайта

Категории раздела
Логопедическое обследование [1]
Параметры и приемы обследования.
Развитие речи ребенка [4]
Этапы развития речи. Стимуляция развития речи на разных этапах развития ребенка.
Причины речевых нарушений [2]
Клинико-педагогические аспекты нарушений речи.
Виды речевых нарушений [9]
Причины возникновения. Рекомендации по преодолению речевых расстройств.
Недостатки произношения отдельных звуков [8]
Нарушения звукопроизношения. Артикуляция.
Подготовка к школе [0]
Обучение грамоте. Чтение и письмо. Математика. Психологическая готовность к школе. ВПФ (высшие психические функции)
Развитие моторики [1]
Общая и мелкая моторика. Рекомендации к занятиям. Упражнения.
Советы логопеда [2]
Развитие речи [7]
Грамматическое оформление речи, словарный запас, развитие связной речи.
Акции и скидки [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Виды речевых нарушений

Дизартрия

Дизартрия.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение произносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения возникающие в результате:
- острых хронических инфекций;
- кислородной недостаточности (гипоксии);
- интоксикации;
- несовместимость матери и плода по резус-фактору;
- токсикоза беременности и ряда других факторов,  которые создаюают условия длявозникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным.
Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом.

Классификация различных форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга.

Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.

Причинами стертой формы дизартрии может быть влияние нерезко выраженных неблагоприятных воздействий на плод и новорожденного в период внутриутробного развития и родов, такие как асфиксия, родовая травма. В таких случаях легкие (стертые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции.

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Формы дизартрии.

1. Бульбарная дизартрия. Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани. языка, мягкого неба, что приводит к многочисленным искажениям звукопроизношения. Речь таких детей невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Недостаточная подвижность мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки.

2. Подкорковая дизартрия. Характерным проявлением этого вида дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинезов. Гиперкинез - непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной и мимической мускулатуры). Это приводит к различным нарушениям фонации и артикуляции.

3. Мозжечковая дизартрия, характеризуется скандированной ("рубленной") речью. Отмечается пониженный тонус мышц языка и губ.

4. Корковая дизартрия. При этой форме дизартрии нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. Прежде всего детям трудны для произнесения слова сложного звко-слогового состава. Слаба динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой.

5. Псевдобульбарная дизартрия. Наиболее часто встречающаяся форма дизартрии, характеризующаяся нарушением общей и речевой мотрики. Степень этого нарушения может быть различной, поэтому условно выделяют три степени проявления нарушения:

- легкая степень, характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Произношение недостаточно четкое, речь несколько замедленна, характерна смазанность  при произнесении звков. Речь понятна для окружающих.
- средняя степень дизартрии составляет наиболее многочисленную группу детей. Для них характерна амимичность, движения языка ограниченны, переключаемость от одной артикуляционной позы к другой снижена, мягкое небо часто малоподвижно, что определяет назальный оттенок голоса;
- тяжелая степень проявления дизартрии - характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Речь отсутствует полностью.

Моторика при стертой форме дизартрии.
Итак, нарушения моторики вызывают у детей затруднения в овладении программным материалом, требуют дополнительных индивидуальных занятий.

Обучение ребенка следует проводить по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуются длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, говорят о дислалии.


Категория: Виды речевых нарушений | Добавил: Olga (10.08.2010)
Просмотров: 11373
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Корзина
Ваша корзина пуста

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

Copyright MyCorp © 2017
ZP