Алалия
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития.
У таких детей наблюдается полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе. В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словаря идет очень медленно, фразу они строят с трудом, изменяя порядок слов в предложении («Мальчик гока санках катается. – Мальчик катается на санках с горки.) В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например «Ляля киля гиля». (Девочка катается на лыжах).
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
Причиной алалии является поражение или нарушение структурного развития речевых зон мозга в результате травм и заболеваний мозга, перенесенных внутриутробно или после рождения ребенка в возрасте до года, т.е. до появления речи. К этому можно отнести:
- родовые травмы;
- асфиксии;
- внутриутробные энцефалиты, минингиты;
- неблагоприятные условия развития;
- интоксикация плода;
- врожденная отягощенность.
Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, имевших нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни.
Виды алалии.
Моторная алалия. Этой форме сопутствует несформированность основных языковых операций при произнесении высказывания, а именно лексических, грамматических, фонетических. При этом, и смысловой и моторный уровень для произнесения высказывания не поврежден. При моторной алалии может наблюдаться и нарушение внутреннего програмирования: несформированность отбора слов, словосочетаний, затруднения речевых действий при построении фраз.
Сенсорная алалия - нарушение понимания речи, причиной которого является нарушение работы речеслухового анализатора. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.
|