Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией .
Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. У них наблюдаются трудности в запоминании речевого материала. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
-недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
-недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
-при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Недостатки произношения могут проявляться различным образом:
-замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;
-наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
-нестабильное использование взвуков в различных формах речи;
-искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:
-нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;
-неподготовленность к звуковому анализу и синтезу;
-затруднение при анализе звукового состава речи.
|